017 - Девятый член Символа Веры. Закон Божий
Девятая часть Символа веры говорит о Церкви, которую основал на земле Господь Иисус Христос для нашего спасения.
Придя на землю, чтобы совершить крестный подвиг, Господь покинул ее на сороковой день после Воскресения.
Через десять дней после Его вознесения на апостолов с небес сошел Святой Дух в виде огненных языков. Этот день — Пятидесятницы — считается первым днем рождения на земле Церкви Христовой.
Слово "церковь” происходит от греческого глагола, в переводе означающего "собирать”. Грех разделяет людей эгоизмом, непониманием, враждой, разными языками, как это было у строителей Вавилонской башни. Он придает абсолютное значение расовым, национальным сословным различиям людей.
Церковь собирает расточенное грехом. В ней, по словам апостола Павла, нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного. В Церкви человек восстанавливается в своем истинном первозданном образе, которому чужды все условности, наложенные грехом. В Церкви каждый человек — созданная Богом по Его образу неповторимая и уникальная личность. В Церкви восстанавливается истинное предназначение бытия человека. В единстве и любви с другими людьми, он устремляется к своему Творцу и Владыке.
Принципом, объединяющим людей в Церкви, является не только их вера в воскресшего Господа. Она является необходимым условием вхождения человека в храм Божий. Но единение верующих — это не просто согласие в истинах вероучительных, это не просто собрание единомышленников. Это единство гораздо глубже. В Символе веры Церковь именуется "единой”, потому что в ней люди соединяются друг с другом в едином Теле Христовом.
Церковь не есть просто собрание верующих. Одно из самых глубоких определений Церкви есть исповедание ее как тела Христова. И как един и истинен Бог, так едина и истинна христианская Церковь. По молитве священника, положенные на престоле дары, хлеб и вино, под действием Духа Святого, невидимо и таинственно становятся Телом и Кровью Христа. Причащаясь Им в таинстве Евхаристии, люди сопрягаются в единое тело Христово, невидимо и таинственно становясь Его частями.
Эта сопричастность Христу изменяет человека. Из обособленных, занятых собой индивидуумов, люди становятся отображением, иконой Пресвятой Троицы, соединяясь друг с другом по образу Божественных Лиц в согласии и любви. О таком единстве молился Господь в день Тайной вечери, незадолго до ареста: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино”.
Церковь собирает воедино не только живых, но и умерших, ибо у Бога все живы. С древних времен Церковь молится об умерших христианах, подчеркивая этим всеобъемлющий характер божественной благодати и милости, для которых не существует временных границ. Она объединяет не только людей, но и бесплотные силы, ангельское воинство.
Церковь свята, ибо свят ее Глава и Основатель — Господь Иисус Христос, Своей святостью освящающий всех, приходящих к Нему. Господу открыта душа человека, и только Ему Одному ведомо, с каких глубин греховного падения человеку пришлось подняться, чтобы последовать Его зову.
Путь к Богу, к совершенству труден и тернист. Люди движутся по этому пути, кто быстрее, кто медленнее. Церковь собрание не святых, но освящаемых — тех, кто, невзирая на тянущий вниз груз греха, стремится подняться и встать под сень Христовой святости. Так укрывается человек в бушующую грозу под кроной могучего дерева.
Церковь называется также соборной. Это означает, что как в каждой Ипостаси Святой Троицы пребывает полнота Божества, так и каждая часть Церкви, самая маленькая церковная община, обладает полнотой благодатных даров.
Эта полнота и неповрежденность передаются в Церкви через священное рукоположение от апостолов. В их лице Церковь приняла дары Духа Святого в день Пятидесятницы. С этого дня каждый человек, поверивший благой вести о воскресении Христа, может стать единым с Ним в Церкви, обретя подлинное, богообразное измерение своей личности.